Видеокассеты: это должен знать каждый
Пресс-центр

Данная статья содержит советы по обращению с профессиональными видеокассетами. Простые, но полезные правила почерпнуты как из рекомендаций производителей, так и из собственного опыта нашей компании. Их соблюдение позволит значительно продлить срок использования профессиональных видеолент и сократить затраты на их приобретение. Пока в России (да и во всем мире) до широкого внедрения безленточных технологий видеозаписи дело еще не дошло и покупка кассет является существенной расходной статьей бюджета любой телестудии. Снизить эти расходы и заодно избежать порчи оборудования и ваших записей вполне возможно.

Гарантии производителей

Прежде всего следует ознакомиться с гарантиями производителей и убедиться, что ваш поставщик их поддерживает. Это поможет избежать типичных недоразумений и отстоять свои права при необходимости.

Профессиональная видеокассета - дорогой и высокотехнологичный продукт, рассчитанный на длительное использование. Но вместе с тем это все-таки расходный материал, подверженный износу и старению, чувствительный к агрессивным воздействиям внешней среды и неквалифицированной эксплуатации. Все производители, формулируя гарантийные обязательства, стремятся исключить из сферы своей ответственности действие данных факторов. В противном случае эти компании давно бы разорились, обменивая старые испорченные ленты на новые.

Во-первых, гарантийный срок хранения новых кассет до начала использования составляет 3 месяца. Если вы начали использовать кассету позже и обнаружили брак, предъявить претензии, скорее всего, уже не удастся.

Во-вторых, надлежащее качество кассеты гарантируется только при первом использовании. На кассеты, используемые два и более раза, гарантия производителя не распространяется.

В-третьих, при обнаружении брака или несоответствия стандартам гарантируется замена только кассет. Предметом гарантии не являются любые последствия использования кассет, сохранность записанной на них информации, воздействие некондиционных кассет на оборудование.

Ограничения, накладываемые на покупателя, являются довольно жесткими. Вот почему очень важно убедиться, что непосредственный поставщик полностью поддерживает обязательства производителя и не станет дополнительно урезать ваши права.

Хранение видеокассет

Далее следует обратить внимание на условия хранения видеокассет в вашей организации. Это очень важный пункт. Эксплуатационные характеристики совершенно нетронутой ленты могут катастрофически быстро понизиться только из-за того, что кассета лежит в неподходящем месте.

fuji_case_rus.jpg

Жесткий кейс наилучшим образом предохраняет ленту и механизм кассеты от загрязнений и механических повреждений

Нормальные условия для хранения видеокассет таковы.

1. Температура в помещении должна поддерживаться на уровне 18-25 градусов Цельсия, влажность - на уровне 50-80 %. Резкие перепады температуры и влажности недопустимы во избежание конденсации водяных паров на ленте, корпусе и подвижных частях механизма кассеты.

2. Кассеты следует обязательно держать в стандартных пластиковых коробках, предохраняющих от механических повреждений, проникновения пыли и т.д.

3. Хранить кассеты необходимо только в вертикальном положении. В противном случае нельзя исключить деформации ленты и порчи механизма.

4. Хранилище должно быть защищено от воздействия переменного электромагнитного излучения. Нежелательно наличие в хранилище и смежных помещениях источников подобных излучений: мощных электродвигателей, размагничивающих устройств, выпрямителей и прочих приборов, содержащих соленоиды.

5. Неиспользуемые кассеты рекомендуется раз в полгода перематывать для снятия накапливающегося статического электричества.

6. Крайне важно обеспечить защиту кассет от пыли. Пыль - наиболее опасный враг механизма кассеты и ленты. Именно она в первую очередь вызывает их укоренный износ и, соответственно, износ соприкасающихся с ними ЛПМ и БВГ видеоаппаратуры. В профессиональных видеокассетах предусмотрена антистатическая защита, вызывающая отталкивание мельчайших частиц пыли, но ее "мощность" не безгранична.При организации хранилища кассет весьма желательно предельно ограничить пути проникновения пыли в помещение. Не следует использовать при отделке материалы, которые сами являются источниками или "накопителями" ворса, крошек, волокон и т.п. Лучше всего разместить хранилище в помещении без окон, а если это невозможно - постараться, чтобы окна не выходили на автомагистрали, стройплощадки и промышленные предприятия. Необходимой мерой является установка в хранилище автономной системы кондиционирования и вентиляции с возможностью автоматического регулирования и поддержания параметров влажности и температуры. Если она вам не по карману, то, по крайней мере, в ваших силах позаботиться об уплотнителях дверных проемов и оконных рам.

В самом помещении необходима ежедневная влажная уборка. Для доступа в хранилище персонал должен иметь сменную обувь и одежду (особенно в холодное время года). Ни в коем случае нельзя использовать хранилище для каких бы то ни было посторонних целей. Создание в нем рабочих мест, курение, прием пищи, складирование посторонних предметов и материалов сведут на нет все ваши усилия по продлению жизни видеолент.

По неофициальной информации производителей современных магнитных носителей и опыту архивного хранения более старых, записи на неизношенных кассетах сохраняются без значительного ухудшения до 50 лет. На практике этот срок, естественно, не подтвержден - не насколько используются давно сами магнитные носители изображения. Но для типовых задач телепроизводства это не особо актуально. Часто ли вам лично приходилось закладывать материал в архив с расчетом на полувековую сохранность или же использовать кассеты двадцатилетней "выдержки"? Намного важнее то, что столь большая цифра гарантирует: при правильно организованном хранении с кассетой ничего существенного не происходит. В промежутках между использованием ленты практически не стареют и не ухудшают своих характеристик.

А вот если кассеты как попало, вперемешку с книгами и сувенирами разбросаны на полках в аппаратных, где к тому же пьют кофе, едят бутерброды и покуривают ваши сотрудники и посетители, то ленты и записи деградируют столь же стремительно, как при интенсивной эксплуатации.

Эксплуатация видеокассет

Правила эксплуатации профессиональных видеокассет не особо сложны. Следовать им намного легче, чем организовать надлежащее хранение. Самое сложное здесь, пожалуй, убедить весь персонал соблюдать эти требования на практике.

Транспортировать кассеты необходимо в фабричной упаковке либо в операторских сумках и кейсах. Совершенно недопустимо транспортировать кассеты в видеоаппаратуре - незаметно, но верно портится и то и другое.

Мы советуем взять за правило не использовать только что купленные кассеты без простейшей подготовки. Прежде чем попасть к вам в руки, кассеты миновали склады производителей, дистрибьюторов, дилеров, реселлеров - чем мельче ваш непосредственный продавец, тем длиннее цепочка. Они претерпевали неоднократные погрузки-разгрузки и перевозки, а также наверняка подвергались, особенно в условиях российских зим, воздействиям температурных перепадов и других неблагоприятных факторов. В результате на ленте могли накопиться статические заряды и механические напряжения. Опыт показывает, что перед использованием новую кассету полезно подвергнуть полной перемотке. Иначе даже на полностью кондиционной ленте можно получить неожиданные выпадения и искажения.

Если же вам предстоят особо важные съемки и вы не используете метод резервной записи - лучше отложите "нулевую" кассету в сторону и возьмите ту, на которую уже производилась однократная запись (но не монтаж!). Тем самым наверняка исключается попадание уникального материала на непроверенную дефектную кассету. Брак в профессиональных лентах, полученных через официальных поставщиков, редкость, но по какому-то досадному закону он всегда "всплывает" в самых ответственных ситуациях.

При отсутствии нормального хранилища кассет в вашей организации не стоит без особой нужды полагаться на старые, купленные 2-3 года назад кассеты. Вряд ли кто-то сможет гарантировать, что они хранились надлежащим образом и не привнесут в ваш сюжет десятки выпадений и прочих неприятных сюрпризов.

Производители рекомендуют использовать кассету для монтажа не более 1 раза, для съемки - не более 3-5 раз. Разумеется, "запас прочности" профессиональных кассет велик и они могут прослужить гораздо дольше. Аналоговые видеоленты выдерживают несколько десятков перезаписей, цифровые - до ста и более. Тем не менее, следует отдавать отчет в том, что без конца перезаписывая одни и те же ленты, вы действуете на свой страх и риск. Профессиональные магнитные носители изначально не рассчитаны на подобное применение и могут преподнести вам совершенно неожиданные сюрпризы.

Кассету, занесенную в помещение с мороза, рекомендуется выдержать, не открывая пластиковой коробки, при нормальной температуре 3-5 часов и только потом вставлять в кассетоприемник. Ни в коем случае нельзя дотрагиваться до ленты пальцами, жировые отпечатки ведут к ее порче.

Требования к оборудованию

Среди причин преждевременного износа кассет после ненадлежащего хранения и эксплуатации на третьем месте стоит плохое состояние видеооборудования: его неисправность, неотрегулированность и загрязненность. Многие пользователи выстраивают совсем другую зависимость: некондиционные ленты - главная причина износа ответственных блоков дорогостоящих аппаратов, прежде всего БВГ и ЛПМ. Они правы, но лишь отчасти.

Простой вопрос: откуда берется "некондиция"? Львиная доля ее "производится" в самих теле- и видеостудиях из соответствующих всем стандартам видеолент вследствие неправильного хранения и использования. Просто процесс деградации кассет идет незаметно для глаз, а вот поломка аппарата сразу становится событием. На практике обычно возникает замкнутый круг: изношенные ленты ускоряют износ техники, а та разрушительно воздействует на новые кассеты. Если вы слишком часто обращаетесь в сервисные службы по поводу состояния БВГ ваших аппаратов и тратите на ремонт значительные суммы, обратите внимание на используемые кассеты. Наверняка вы экономите на их приобретении и создании нормальных условий хранения. Соотнесите данную экономию с внеплановыми затратами на ремонт и замену только БВГ и ЛПМ...

Как бы то ни было, если вас интересует увеличение ресурса видеокассет - надо содержать в порядке и видеотехнику. В некоторых случаях якобы дефектные кассеты при проведении пробной перезаписи отдельного участка на нормальной технике обнаруживают вполне стандартные характеристики и лишаются всех "выпадений" (при условии, что в магнитный слой не успела "впечататься" пыль). Все регламентные работы по профилактике и периодическому обслуживанию: чистку головок, регулировку ЛПМ, замену выработавших ресурс частей, - следует проводить силами квалифицированных специалистов, в строгом соответствии с графиком и инструкциями. Экономя на профилактике, вы увеличиваете стоимость и приближаете сроки серьезного капремонта со всеми вытекающими последствиями (простой рабочего места, перегрузка других аппаратов, отвлечение сил и времени и т.п.). Не ждите стабильного качества записи и хорошего состояния кассет от загрязненного аппарата с неправильной настройкой БВГ, прижимного и чистящего ролика.

Чистку головок аппарата от налипающих мельчайших частиц пыли, невидимых невооруженным глазом, необходимо проводить через каждые 30-50 часов наработки специальными растворами и материалами, например Sony CLQ-30K. Можно прибегнуть к очищенному этиловому спирту, нанося его на неворсистую и не выделяющую волокон ткань. Пригоревшие частицы и царапины удаляются только с помощью чистящих кассет. Однако пользоваться ими следует предельно аккуратно и не слишком часто. Перед применением чистящей кассеты досконально ознакомьтесь с инструкцией!

Студии и аппаратные невозможно содержать в столь же стерильной чистоте, как образцовые хранилища кассет. Но стремиться к этому следует. Все рекомендации по организации хранения видеолент можно отнести и к содержанию тех помещений, где они эксплуатируются. Технике, кстати, это тоже совсем не повредит. В одной из столичных телекомпаний после того, как аппаратная переехала в помещение с окнами на Садовое кольцо, темпы износа головок резко увеличились.

При определении графика профилактических работ следует принимать во внимание климатическую зону. Применительно к России и странам СНГ существует четкая закономерность: чем южнее расположена телестудия, чем чаще ей приходится иметь дело с ремонтными службами. Негативную роль играет также близость степных и пустынных районов. Объяснение простое: в жаркую погоду нарушается температурный режим эксплуатации аппаратов, в открытые окна всюду проникает летняя пыль. Острота проблемы снимается в данном случае только после установки систем кондиционирования.

crasch_1.jpg

Загрязнения на поверхности ленты, которые образуют пыль, сигаретный пепел, волокна тканей, волосы и т.п. Такого рода загрязнения являются основной причиной роста числа выпадений сигнала.

crasch_2.jpg

Кадр, воспроизводенный с ленты, на которой был оставлен отпечаток пальца. Данный участок вызывает активное засорение видеоголовок.

crasch_4.jpg

Складки, образуемые на ленте прижимным роликом неотрегулированного ЛПМ.

crasch_6.jpg

 Ненамагниченные дорожки

crasch_5.jpg

Наиболее распространенные дефекты профессиональных видеолент. Для выявления дефектов ленты обрабатываются ферриколором, веществом, которое окрашивает намагниченные участки и позволяет оценить состояние отдельных дорожек.

Подчас технические специалисты телекомпаний выражают весьма пристрастное отношение к различным маркам: "Кассеты марки X у нас работают замечательно, а вот марка Y - вещь негодная". Если речь идет об известных производителях, то это чисто субъективное восприятие. Примерно столько же пользователей будут совершенно уверены в обратном: "Y - хорошо, X - плохо". По нашему опыту, резкое противопоставление профессиональных лент разных марок с большой достоверностью позволяет диагностировать неважное состояние видеооборудования, на котором ленты эксплуатируются. Проблемы с использованием кассет одного производителя - верный знак того, что техника вскоре откажется работать с любой лентой вообще.

В России существуют телекомпании, где процесс видеопроизводства организован с соблюдением всех требований к эксплуатации профессионального оборудования. Таких компаний единицы, но их опыт, на наш взгляд, поучителен. В технических помещениях установлена система вентиляции и поддержания необходимой температуры и влажности, двери и окна снабжены уплотнителями, для доступа в архив персонал имеет специальные халаты и обувь, оборудование проходит регулярную профилактику, и т.д. За годы сотрудничества с такими компаниями к нам не поступало ни одного - устного или письменного - нарекания на качество кассет.

Приобретение видеокассет

Покупке видеокассет следует уделять особое внимание. Мы не собираемся рекламировать здесь ни конкретные марки видеокассет, ни нашу компанию, поставляющую профессиональные ленты в России и СНГ уже многие годы. Наша цель - поделиться собственным опытом в той его части, которая наверняка будет полезна техническому специалисту.

Прежде всего исключите заведомо рискованные варианты. Не советуем покупать кассеты нераспространенных в России марок, неизвестного происхождения, имеющие признаки неправильного хранения, наконец, просто очень старые. Никакая скидка не окупит риск повреждения техники и потерю ценных видеоматериалов. Наверняка сотрудникам региональных ГТРК памятна история с "бетакамами" солидной, но на данном рынке экзотической фирмы, которые "запилили" головки аппаратуры с потрясающей скоростью. (В скобках заметим, что наша компания не имеет отношения к подобным казусам: до выпуска на рынок новая марка обязательно подвергается действительно независимой экспертизе, а опытные образцы отправляют на испытания в несколько студий.)

Для подстраховки старайтесь приобретать те марки, которые в наибольшем ходу в соседних с вами коммерческих телекомпаниях и видеостудиях. Они не "сидят" на крупных централизованных поставках и обычно покупают кассеты по мере необходимости, т.е. довольно часто. Соответственно, предпочитаемая ими марка продается в вашем городе (местности) регулярно, свежие партии особо не залеживаются на складах посредников, а источник поставок скорее всего полностью официальный. И наоборот, редко встречающиеся, продающиеся маленькими партиями кассеты вполне могут оказаться лежалым товаром, утратившим свои характеристики либо перекупленным на распродаже. В России наибольшее распространение получили кассеты тех производителей, которые выпускают практически все типы профессиональных видеолент и имеют собственные производственные мощности. Речь о Sony, Fuji и Maxell. По нашим оценкам, сбыт этих марок является весьма широким и устойчивым. Также на рынке присутствуют профессиональные кассеты AGFA, 3M, TDK, Quantegy, Emtec. Больше не выпускаются профессиональные ленты известных еще с советских времен марок AMPEX и BASF. Попытки российских производителей (они были!) удержаться на данном рынке не увенчались успехом.

При более или менее регулярном приобретении кассет лучше наладить контакты с постоянным поставщиком (заодно можно оговорить льготные условия). Выбирая данного партнера, не ограничивайтесь анализом рекламы и коммерческих предложений - обязательно выслушайте мнения коллег из соседних телекомпаний. Заключая договоры и соглашения, следует сразу поставить вопрос о поддержке гарантий производителя и обмене брака. При официальных поставках это вещь довольно заурядная и для дилера неубыточная. Если же продавец отказывается обменять явно некондиционную кассету, приводя в обоснование массу резонов и отговорок, то, вероятнее всего, вы столкнулись с недобросовестным контрагентом либо кассеты получены "левым" путем и обмен их попросту невозможен.

Покупку кассет целесообразно увязать с приобретением видеотехники и ее обслуживанием. Почему? Посмотрите гарантийные обязательства на кассеты и, например, на новые БВГ. Эти документы являются своеобразными ножницами. Рассматривая ваши претензии, продавец кассет может утверждать, что дело в неисправности оборудования. С другой стороны, продавец аппарата способен обвинить вас в использовании некондиционных видеолент. В подобных ситуациях бывает очень трудно разобраться и еще сложнее разрешить все по справедливости. Но есть простой выход: приобретайте кассеты и оборудование в одной фирме, особенно пока техника находится на гарантии.

Наконец, существуют тонкости, связанные с особенностями транспортировки кассет. Ленты, приобретаемые в России в зимние месяцы, обычно уступают по своим параметрам "летним" и осыпание магнитного слоя протекает в них более интенсивно. Причина, по всей видимости, состоит в длительном нарушении температурного режима при перевозке. Фуры и контейнеры, перемещающиеся по нашим заснеженным просторам и время от времени застревающие на какой-нибудь складской площадке, не отапливаются. Партии, попадающие в Россию морским путем, также, как правило, хуже тех, что доставлены авиационными, железнодорожным или автомобильными перевозками. Причиной, вероятно, является их длительный "перегрев" во время путешествия по тропическим водам. Как покупателю учесть все эти нюансы? Остается полагаться на честность и открытость поставщика, который должен обеспечивать контроль качества товара и нести ответственность за соблюдение гарантийных обязательств...

Что делать при обнаружении брака?

Составьте акт с подробным описанием возникших проблем и оборудования, на котором использовалась видеолента.

Акт вместе с кассетой передайте поставщику.

Если имеется возможность, проведите совместно с поставщиком осмотр аппарата и приостановите использование кассет из данной партии до получения заключения. Это не обязательно, но не помешает.

Дефектная кассета должна быть направлена поставщиком производителю для детального исследования. Результаты исследования вместе с рекомендациями будут переданы вам. При обоснованности ваших претензий некондиционные кассеты заменяются на аналогичные.

Реально процесс обмена может занять от одного дня до одного месяца, в зависимости от очевидности дефекта и ваших отношений с поставщиком.


© Корпорация D&K, 2001

Статья с незначительными сокращениями опубликована в журнале "Broadcasting" (2001, N4)



Назад в раздел
1
X